Понедельник
03.10.2022
18:21
Для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Официальный сайт МАОУ СОШ №1 г.Туймазы и филиала ООШ с.Япрыково

    Функциональная грамотность

    Мониторинг функциональной грамотности

    Функциональная грамотность проверяется  по 6 направлениям: математическая, естественнонаучная, финансовая, читательская грамотности, креативное мышление и глобальные компетенции.

    МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

    http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

    Приказ № 24-2267 от 16.02.2021 «О проведении мониторинга формирования функциональной грамотности учащихся»

    Приказ Минпросвещения Российской Федерации «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

    Приказ Министерства образования и науки Республики Башкортостан № 1869 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты»), направленных на. формирование и оценку функциональный грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Башкортостан»

    Приложение к приказу Министерства образования и науки Республики Башкортостан № 1869

    Приказ №274 «О проведении мероприятий, направленных формирование функциональной грамотности в образовательных организациях муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан 2021-2022 учебном году»

    Приказ № 192 «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся»

     План мероприятий (дорожная карта) по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся и исключению рисков ученической не успешности в  МАОУ СОШ № 1 г. Туймазы на 2021-2022 учебный год 

     

     

     

    Что такое функциональная грамотность?

    Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию. Почему же она становится такой важной?

    Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналогово-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».

    Само понятие было впервые употреблено на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году, и тогда под функциональной грамотностью подразумевалась «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем». Однако уже в 1978 ЮНЕСКО перерабатывает это понятие, дополняя его: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)»

    Ещё через двенадцать лет ЮНЕСКО проводит Международный год грамотности, а Организация Объединенных Наций объявила Десятилетие грамотности в самой широкой интерпретации данного понятия с 2002 по 2012 гг., в декларации этого всемирного события функциональная грамотность становится больше, чем просто базовая грамотность: теперь это «…полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники».

    Однако революция в науке и технике внесла свои коррективы в развитие и функциональной грамотности, и самого понятия о ней. Многие ученые приводят все новые и новые формулировки, стараясь наиболее полно описать функциональную грамотность современного человека.

    В схеме выше представлены интегративные компоненты современной функциональной грамотности. Это очень хорошо отражает насколько одновременно сложной стала наша жизнь и сколько всего должен знать и уметь современный человек.

     

    Исследование Международной оценки образовательных достижений учащихся – PISA (Programme for International Student Assessment) – в 2019 г. выявила, что за период с 2009 по 2018 гг. по читательской грамотности (важной части функциональной грамотности) сократилось различие в результатах юношей и девушек почти во всех странах. В шести из 64-х стран, в число которых вошла и Россия, в 2018 году результаты и юношей, и девушек повысились по сравнению с 2009 годом. При этом сократилось различие в результатах юношей и девушек на 20 баллов. Эта позитивная тенденция проявилась в улучшении уровня читательской грамотности юношей на 25 баллов.

    Россия занимает в рейтинге PISA традиционные серединные места: 30-37 из 74, однако этого недостаточно, чтобы сделать научно-технологический прорыв. А для этого нужно не только изменить подход к обучению, но и подходы к самим ученикам.

    Для этого Министерством просвещения был разработан проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности», однако по словам Ковалевой Галины Сергеевны, руководителя центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, координатор PISA в России,  необходимо в первую очередь не слепо включать в учебный процесс «задания в формате международных исследований», а последовательно претворять в жизнь множество системных изменений:

    • работать на уроке с информацией, представленной в разной форме (рисунок, текст, таблица, диаграмма);
    • работать с реальными данными, величинами и единицами измерений;
    • поощрять проявление учащимися самостоятельности, использование учебного и жизненного опыта;
    • включать задачи по функциональной грамотности в каждый предмет и обыденный учебный процесс.


      ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» представляет банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов, сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности».

    В рамках проекта разработана типология моделей заданий для определения уровня естественнонаучной грамотности у обучающихся 7 – 9 классов и, на ее основе, разработаны задания, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности обучающихся в учебном процессе.

    Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов включает 700 разработанных заданий, в том числе:

    •200 заданий для обучающихся 7 классов;
    •200 заданий для обучающихся 8 классов;
    •300 заданий для обучающихся 9 классов. 
    Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности

    ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ https://fg.resh.edu.ru/ 

    Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики

    Список ссылок

    1. Банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанный Институтом стратегии развития образования РАО: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ https://fg.resh.edu.ru
    2. Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
    3. Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
    4. Вебинар «Об организационной и методической готовности к проведению исследования «Оценка по модели PISA»: https://youtu.be/GKqgQs3WSu4